Сколько ювелирных школ существует в России и чем они отличаются друг от друга? Почему реплика украшений известных мировых брендов сегодня не считается подделкой? Чем примечателен новый магазин «Галерея русского ювелирного искусства»? Об этом светскому обозревателю BFM Ирине Мжельской рассказал в интервью Игорь Кевченков – генеральный директор крупнейшей ювелирной сети в Новосибирске «Русский ювелир».
– В Новосибирске открылся ваш новый магазин, который, насколько я понимаю, будет для «Русского ювелира» флагманским. В чем его уникальность?
– Задумывая открытие этого магазина, мы ставили перед собой задачу представить совершенно новый формат. В итоге получилось место, которое значительно переросло рамки обычного магазина и рассматривается как ювелирное пространство. В нем мы презентуем наши собственные фабричные изделия и товары наших партнеров, а также знакомим посетителей со всеми школами русского ювелирного искусства.
Как известно, существует четыре школы русского ювелирного искусства с центрами в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и поселке Красное-на-Волге Костромской области. Все они представлены в нашем магазине, который в связи с этим получил название «Галерея русского ювелирного искусства». Здесь каждый может узнать про ювелирные традиции, веками существовавшие в России и сегодня вновь обретаемые ювелирными предприятиями.
– Как и когда появились эти ювелирные школы, в чем их особенности?
– Московская школа ювелирного искусства – это, как и сама Москва, перекресток всех дорог. Она является сплавом сарматских, гуннских, варяжских, монгольских, а также итальянских направлений. Апеннинский след в ней появился благодаря итальянцам, собравшим элементы архитектуры города.
Санкт-петербургская школа начала свой отчет фактически с основания Петром I города на Неве. В Санкт-Петербург приезжали талантливые художники и архитекторы из Европы, внесшие свою лепту в придание ему славы и величия. Это, например, Огюст Монферран – архитектор французского происхождения, создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны. Здесь появился Карл Фаберже, основавший ювелирный дом и использовавший французские мотивы Людовика XIV и Людовика XVI.
Родоначальником центра ювелирного промысла в Костромской области стал также император Петр I. В 1701 году он издал Указ о создании в Красном-на-Волге, где добывалось серебро, казенных серебряных дел мастерских. Сначала они производили всевозможную утварь, позже освоили и ювелирные изделия. В начале XX века в этом месте открылась художественно-ремесленная учебная мастерская золото-серебряного дела, давшая начало технике «красносельской скани».
Наконец, четвертая школа, Екатеринбургская, появилась и впоследствии оформилась как самостоятельное направление на Урале с приходом туда заводчиков Демидовых. В это время там было организовано камнерезное искусство, появилась уникальная резьба по камню, началась обработка цветного камня.
Таким образом, русскому ювелирному искусству насчитывается несколько веков.
– В чем заключаются главные отличия этих четырех школ друг от друга?
– Все четыре школы, которые я перечислил, хотя и имеют некую русскую общность, но также обладают и характерными различиями. Санкт-петербургской школе свойственны в большей степени французско-испанские мотивы, московской – сочетание сарматских, гуннских и скандинавских стилей. Москва как Третий Рим привнесла в свое ювелирное искусство помпезность и дороговизну нашего ортодоксального христианства. Кострома Красная-на-Волге впечатляет самобытным цветочно-лепесточным орнаментом с животными мотивами. Екатеринбург отличается применением геометрических форм – кругов, квадратов, прямоугольников, идущих от техники обработки камня.
– И всем этим школам нашлось место в вашей «Галерее русского ювелирного пространства»?
– На свой праздник открытия мы пригласили представителей всех четырех направлений. От Московской школы – фирма Gevorkyan, Московский экспериментальный ювелирный завод «МЭЮЗ «Ювелирпром» и мы сами – «Русская ювелирная компания №1». Санкт-Петербург представлен в лице Mousson Atelier, выпускающего великолепные изделия мирового уровня – с высококачественными камнями и эмалью по гильошированному фону. От Костромской области – замечательная фабрика «Бриллианты Костромы». Из Екатеринбурга – ювелирный бренд Ringo, ювелирные дома Natasha Libelle и Maxim Demidov.
– Следуя вашим словам, можно предположить, что «Галерея русского ювелирного пространства» будет заниматься не только продажей ювелирных изделий?
– Новое ювелирное пространство, которое мы для себя определили, предполагает проведение всевозможных мероприятий, где мы будем знакомить посетителей с различными направлениями ювелирного искусства. Хочу подчеркнуть – речь идет именно об искусстве. Этот формат вполне можно обозначить как магазин-музей.
Мы планируем привозить и выставлять на обозрение различные экспонаты, в том числе, если удастся, имеющие историческую ценность. Также собираемся проводить тематические вечера на тему ювелирного искусства и цветных драгоценных камней. Участники смогут узнать, где добываются эти камни, каким способом обрабатываются и в изготовлении каких изделий используются. Если кому-то будет интересно, расскажем и о шаманской стороне камней, какие силы, по поверьям, они несут и на что влияют.
– На одной из витрин я увидела реплику Van Cleef & Arpels. Подобные вещи тоже можно у вас купить?
– В связи с проводимым импортозамещением ворота для таких вещей сейчас открыты. У нас есть предприятия, которые изготавливают 100-процентные реплики на очень модные бренды. Это и Cartier, и Van Cleef & Arpels, и Tiffany, и Damiani. Например, этим профессионально занимается ювелирный дом Flymi из Екатеринбурга – кстати, наши партнеры. И если кто-то мечтает о гвозде Cartier, то может легко заказать его у нас, получив абсолютно идентичную реплику.
Статья BFM-Новосибирск от 23 ноября 2022г